По данным статистики, в 2018 году каждый второй россиянин является владельцем легкового автомобиля отечественного производства. При этом большая часть российских авто имеет довольно длительный срок службы. Возможно, именно поэтому в этом году прибыль первичного рынка (продажа новых автомобилей) легковых авто упала фактически на 40 %, в то время как основным сегментом российского рынка автомобилей всё еще является вторичный авторынок (куда осуществляются поставки автозапчастей для легковых автомобилей). Такое распределение связывают также с общим снижением дохода россиян и подорожанием новых автомобилей, которое в свою очередь связано с падением курса рубля (относительно 14-15 годов).
Таким образом, автолюбители РФ больше склонны к ремонту и дополнительному обслуживанию старых авто, чем к покупке новых автомобилей взамен старых.
Основные тенденции вторичного сегмента авторынка
Первая заметная тенденция рынка автозапчастей в 2018 году — повышение количества недорогих деталей, приобретенных в фирменных магазинах и, соответственно, увеличение поставок автозапчастей для легковых автомобилей в данные торговые точки. К таким деталям относятся элементы электрооборудования авто, трансмиссии, подвески и системы тормозов. Такие запчасти стóят недорого и, что важно, цена оригинальных фирменных запчастей данной категории не сильно превышает стоимость дешевых аналогов. Потому и статистика говорит, что в среднем владельцы автомобилей готовы на небольшую переплату за гарантию качества вместо покупки продукции, надежность которой вызывает сомнения.
Еще один аспект — в 2018 году значительно возросла поставка автозапчастей поддельного и низкопробного качества на вторичном авторынке. К такому товару относятся как детали и запчасти, являющиеся откровенной подделкой, так и более-менее нормальные товары, произведенные в Китае и характеризующиеся низкой стоимостью производства и низким качеством в сравнении с фирменными и оригинальными деталями. Однако спрос на такую продукцию постепенно падает, что говорит о том, что владельцы автомобилей предпочитают надежность автозапчастей экономии, сопряженной с риском приобретения некачественной продукции.
Также среди основных тенденций можно выделить и то, что, хоть поставки автозапчастей и осуществляются на многие торговые точки, но автолюбители всё больше отдают предпочтение покупке необходимых запчастей у официальных дилеров. И это хорошо: такой подход позволяет сэкономить при покупке оригинальных деталей за счет обхода промежуточных торговых звеньев, на каждом из которых цена на продукцию логично возрастает.
Изменился и основной способ приобретения запчастей. В 2018 году автолюбители отдают предпочтение заказу и дальнейшей поставке автозапчастей через различные интернет-ресурсы. Это также вполне логично, так как дает возможность более широкого выбора товаров и помогает сэкономить время (а иногда и дополнительные средства).
Каков же вывод?
Данные, предоставленные выше, говорят о том, что на сегодняшний день основная потребность владельцев автомобилей в РФ — приобретение качественных комплектующих для своих авто с целью продлить срок их службы. При этом, несмотря на увеличение объемов поставки автозапчастей низкой цены и качества, автолюбители стремятся к приобретению качественной продукции, предпочитая экономить лишь на доставке.