В середине 90-х годов в Европе появился новый вид тюнинга двигателя, не требующий вмешательства в его механическую часть. Этот вариант доработки мотора получил название чип-тюнинг (chip-tuning).
Чип-тюнинг — это способ улучшить характеристики двигателя через изменение его программы управления. Проще говоря, замена прошивки мотора — сродни используемой для смартфонов, чтобы получить расширенный функционал. При широком толковании этого термина к чип-тюнингу двигателя можно отнести как установку дополнительных электронных модулей (субкомпьютеров, «обманок»), так и замену штатного блока управления на универсальный тюнинговый и его настройку, а равно и установку специального предназначенного для конкретной модели «мозга» от стороннего производителя. Но массовый чип-тюнинг подразумевает, в основном, манипуляции с программой штатного блока, поэтому все вопросы и ответы будут касаться именно такого вмешательства в конструкцию автомобиля.
Массовое производство автомобилей не подразумевает индивидуальной настройки двигателей. В редких случаях фирмы-производители предлагают такую услугу, но это исключение, а не правило. Тем не менее возможность регулировки параметров основных систем закладывается производителями, и наше дело — этим правильно распорядиться.
Плюсы чип-тюнинга
- Чип-тюнинг может повысить мощность автомобиля. Более заметное увеличение мощности достигается на турбированных двигателях (до 35%).
- Быстрота настройки. Процесс усовершенствования прошивки у специалистов занимает около 15 минут. Заводские параметры системы можно восстановить также быстро.
- Возможность заметно увеличить динамику разгона.
- С помощью чип-тюнинга можно настроить двигатель автомобиля под иной вид топлива. Например, двигатель употреблял 95 бензин, а будет – 92.
- Чип-тюнинг можно применять на новых машинах, которые находятся на гарантийном обслуживании, в основном официальные дилеры не проверяют электронные настройки блока управления, а некоторые сами предлагают под свою ответственность установку тюнинговых комплектов.
- Чип-тюнинг позволяет снять ограничение максимальной скорости, заданное заводом-производителем.
- С помощью чип-тюнинга можно отключить некоторые элементы, которые вышли из строя, и их поломка мешает работе двигателя. К примеру – катализатор. По достижении предельных сроков службы, его пропускная способность значительно снижается, а затрудненное прохождение выхлопных газов снижает мощность автомобиля. Катализатор стоит дорого, а чип-тюнинг сделает возможной работу машины без него.
- Можно выбрать любую подходящую Вам прошивку для ЭБУ: агрессивную, увеличивающую мощность двигателя; экономичную, позволяющую значительно экономить топливо; заводскую доработанную, которая немного усилит динамику (на 3 – 5%), и так же немного уменьшит расход топлива (3 – 5 %).
Минусы чип-тюнинга
- Высокая стоимость услуги. Сертифицированные прошивки и их установка стоит недешево. Некоторые автовладельцы самостоятельно делают чип-тюнинг автомобиля. Это довольно просто сделать на автомобиле ВАЗ, однако с иномарками лучше не рисковать и обращаться только к специалистам.
- При самостоятельной прошивке существует риск спалить ЭБУ, а эта поломка очень дорого обойдется.
- Непрофессионально выполненный чип-тюнинг, неправильно подобранная прошивка может привести к проблеме "заливания" свечей бензиновых двигателей либо к выходу мотора из строя.
- При установке агрессивной прошивки одновременно с увеличением мощности двигателя увеличится и расход топлива, а также немного уменьшится ресурс двигателя (на 5 – 7%).
Мнения специалистов по поводу полезности или вредности чип-тюнинга разнятся, есть и противоположные друг другу, и у всех сторон есть свои аргументы. Сторонники «перечиповки» считают, что чип-тюнинг при правильном исполнении имеет лишь положительные стороны. Они утверждают, что профессионально выполненный чип-тюнинг никак не навредит автомобилю, а лишь сделает его более резвым и удобным для городской езды, в то же время расход и вредные выбросы не увеличатся (если пользоваться качественной программой), т.е. работа двигателя не будет выходить за рамки нормативов, установленных заводом-производителем.
Противники же чип-тюнинга утверждают, что увеличение мощности в любом случае приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик масла, дисбалансу трансмиссии авто и в результате – к уменьшению общего ресурса. Кроме того, по их мнению, не разумно тратить большие суммы на запутывание «мозгов» машины, рискуя ее «здоровьем», целесообразней будет, доложив эти деньги, купить автомобиль с улучшенными характеристиками.
Надеемся, информация окажется для Вас полезной, а делать или не делать чип-тюнинг предстоит решать Вам самим. Удачи!